Деньги и дети

Деньги и дети

Деньги и дети  

      Часто в практике встречаюсь с запросом от заботливых родителей: "Нужно ли приучать детей распоряжаться деньгами? И как это сделать?"

  На этот счёт есть множество советов, о которых мы поговорим в этой статье.

Во-первых, нужно стать примером для своих детей. Именно родители показывают детям систему жизненных ценностей. Если родители умеют управлять финансовым потоком, то и у детей с раннего детства начнут формироваться полезные привычки.  Важно, чтобы дети понимали, что родители это счастливые и богатые люди.  Дети понимают то, как родители относятся к деньгам: для них это источник забот, сложностей и неприятностей или это источник комфортной жизни и возможностей. Например, родитель,  сидя с ребенком за столом внимательно рассматривают денежные купюры, и родитель объясняет значение изображенных символов. Для развития богатого мировоззрения ребенка это полезный способ общения с деньгами. И, наоборот, после того как ребёнок подержал купюру в руках, родитель ему строго говорит: "Иди вымой руки. Деньги такие грязные!" И это будет фраза, направленная против изобильного мышления ребенка, т.к. дети очень быстро программируются установками родителей.

Во-вторых, ребенку необходимо давать карманные деньги по нескольким причинам:

  • благодаря карманным деньгам можно научить ребёнка правильно распоряжаться финансами;
  • ребёнок  участвует  в распоряжении семейным бюджетом и понимает смысл этой важной части семейной жизни;
  • ребёнок учится нести ответственность и самостоятельно принимать решения за то, как распорядиться определенной суммой денег;
  • малые суммы карманных денег позволяют ребёнку совершить малые ошибки, которые его научат большим возможностям в дальнейшем, когда у него уже будут свои собственные большие суммы денег. Это поможет избежать больших ошибок в отношении с деньгами.

С какого возраста следует давать карманные деньги?

Рассмотрим этот вопрос для каждого возраста ребёнка отдельно.

5-6 лет: не давайте ребёнку карманные деньги.

Давать карманные деньги в этом возрасте нецелесообразно. В этом возрасте дети обращаются с деньгами небрежно, т.к. не осознают их ценности. Учить бережливости на этой стадии ещё рано.

7 лет: ребёнок получает первые карманные деньги на повседневные расходы.

Первые карманные деньги лучше начать давать на один день, т.е. ежедневно давать сумму денег на текущие расходы. Важно объяснять ребенку как распорядиться деньгами сегодня.  В этом возрасте ребёнок еще не сможет быть бережным в отношении с деньгами. Здесь есть важная задача приучить ребёнка к тому, что у него есть наличные деньги. Ежедневно родитель должен уделять время тому, чтобы вместе с ребёнком проанализировать как он сегодня распорядился деньгами. Делать это нужно с радостью, положительными эмоциями и терпением.

8 лет: учите ребёнка уважать деньги.

В этом возрасте можно заложить важнейшие основы обращения с деньгами, а значит, будущего успеха, богатства и удачи. Дети этого возраста плохо различают границы между желаемым и возможными и, поэтому,  иногда случается, что они из любви к деньгам могут начать таскать деньги из кошелька родителей. Явление для такого возраста вполне нормальное, не нужно сильно драматизировать событие, а важно проявить терпение и обсудить с ребенком о том, что такое его деньги и что такое деньги других людей.

9 лет: учите ребёнка бережно распоряжаться деньгами.

В этом возрасте уже можно давать сумму на 2-3 дня, позволяя ребёнку самому рассчитывать деньги, т.е. не говорить на что даются деньги. Ребенок самостоятельно принимает решение, что с ними делать. А задача родителей только анализировать вместе с ребенком его расходы. В этом возрасте ребёнка можно обучить навыкам постановки цели. Ребёнок легко учится составлять планы и верит в них, потому что принимает реализацию цели как свой личный успех.

10-11 лет: помогите ребёнку найти возможности для заработка.

В этом возрасте просыпается коммерческая жилка. Главное, не пропустить этот момент и не подавить его. Ребенок уже в состоянии составлять свой бюджет на неделю и распоряжаться им. Таким образом, родители дают сумму карманных денег 1 раз в неделю.

Теперь можно объяснить ребенку взаимосвязь между выполнением желаний и необходимостью выполнять для этого какую-то работу. Помимо выдачи карманных денег, можно помочь ребенку найти возможность для заработка денег. И нужно позаботиться о том, чтобы первые трудовые шаги приносили много радости и удовольствия. От родителя должны исходить только поддержка и одобрение относительно первых заработков и первой деятельности. Также у ребенка должны быть обязанности по дому те, которые он выполняет как член семьи, а также это могут быть обязанности, за которые родители могут давать деньги. Например, если он берет на себя обязанность  ежедневно быть нянькой для младшего брата или сестры в определенное время с исполнением важных обязательств.

12-14 лет: развивайте в ребёнке чувство ответственности.

В этом возрасте у ребёнка возрастает потребность к аппаратуре, электронике, телефонам и современной одежде. Теперь настало время подростку  научиться ответственным действиям. Если он хочет иметь больше денег, то должен найти возможность для того, чтобы больше зарабатывать деньги. Увеличивать количество карманных денег на этой стадии развития не стоит, а вот давать сумму денег на расходы в этом возрасте можно уже 1 раз в месяц. Таким образом, подросток учиться по-взрослому распоряжаться своим месячным бюджетом. Необходимо также учитывать, что ребёнок в этом возрасте очень пристально и критически присматривается к родителям. Он усвоит от родителей только те вещи, которые родители подтверждают своим поведением в повседневной жизни.

15-19 лет: чем меньше, тем лучше.

Чем дальше родители откладывают момент экономической и финансовой независимости, тем недовольнее становятся дети и дороже становится их содержание. В нашей стране еще 30-40 лет назад было вполне нормально, что по окончании 9 классов подросток уезжал из дома, поступал в учебное заведение и зарабатывал деньги. И поколение таких людей было в основном психологически зрелым и самостоятельным. Те родители, которые на этом этапе формирования личности подростка путают щедрость и любовь, воспитывают паразитов и непригодных для самостоятельной жизни людей. Помните, тот родитель, который любит своего ребёнка, не пытается отгородить его от трудностей. Подростка нужно нацеливать на максимально полное раскрытие своих способностей.

От 20 лет: развивайте в детях чувство экономической независимости.

     В этом возрасте дети должны жить отдельно от родителей и вести свое самостоятельное хозяйство. Это период монады, отделения ребёнка от семьи, который важен для формирования зрелой самостоятельной личности. И родитель должен быть инициатором этого отделений. Чем дольше ребенок остается в родительском гнезде, тем меньше у него шансов на удачу.

     Возможно, при прочтении этой статьи вы сделали для себя полезные открытия о том, как нужно воспитывать у детей отношение к деньгам. На мой взгляд, это важная сторона воспитания, т.к. задача родителей научить ребенка как можно раньше жить без родителей, самостоятельно вести хозяйство, удовлетворять свои потребности а, значит, зарабатывать деньги. И для этого необходимо у ребенка воспитать мировоззрение зрелого изобильного человека, умеющего ставить цели и достигать их. В этом воспитании могут быть помощниками игры "Денежный поток", "Монополия" и другие. Также необходимо, чтобы дома были совместные обсуждения семейного бюджета, планирование будущих целей и расходов, в которых ребёнок должен принимать участие. И помните, начать нужно с себя. Трудно воспитать богатого человека, если родитель находится в состоянии нищеты и долгового мировоззрения.

   Для более подробного изучения вопроса воспитания в себе и в детях верного отношения с деньгами я рекомендую к прочтению книгу Бодо Шефер и Каролы Ферстль "Деньги идут женщинам на пользу". Материалами из данной  книги я пользовалась для написания этой статьи.

 

Семейный психолог Лариса Залевская.